В российской и зарубежной цивилистике сложилась традиция усматривать истоки институтов компенсации морального вреда и защиты деловой репутации в древнеримском деликтном праве.

Преторский эдикт «дал возможность юриспруденции развивать и расширять самое понятие injuria, распространяя его почти на всякие посягательства против человеческой личности» . «Обида» стала защищаться особым иском — actio injuriarum aestimatoria. Иск injuriarum aestimatoria пришел на смену неподвижной системе штрафов, которая к III-II вв. оказалась неэффективной: римский грамматик Авл Геллий рассказывает о некотором гражданине, который ходил по улицам, раздавая пощечины – следом шел раб с денежным мешком, выплачивая каждому по 25 ассов штрафа:

Itaque cum eam legem Labeo quoque vester in libris quos ad duodecim tabulas conscripsit, non probaret: «…» inquit «L. Veratius fuit egregie homo inprobus atque inmani vecordia. Is pro delectamento habebat os hominis liberi manus suae palma verberare. Eum servus sequebatur ferens crumenam plenam assium; ut quemque depalmaverat, numerari statim secundum duodecim tabulas quinque et viginti asses iubebat.» Propterea» inquit «praetores postea hanc abolescere et relinqui censuerunt iniuriisque aestumandis recuperatores se daturos edixerunt.

Avli Gelli Noctes Atticae: Liber XX

Иск injuriarum aestimatoria позволял претору самому определять сумму штрафа, к которой должен быть приговорен обидчик.

Рядом с этой гражданской ответственностью с течением времени возникает и ответственность уголовная: «в позднейшем римском праве «потерпевший всегда может выбирать между actio aestimatoria и уголовным преследованием» . Следует обратить внимание на то, что гражданская защита от «обиды» и защита уголовная постоянно переплетаются, дополняют друг друга, на протяжении всех последующих веков.