Рекомендация Комитета Министров Совета Европы к государствам-участникам по вопросам права на ответ в новых условиях работы СМИ

от 15 декабря 2004 года

Комитет Министров, в соответствии с условиями Статьи 15b Устава Совета
Европы, учитывая, что задача Совета Европы — достичь большего единства
между государствами-участниками Совета с целью содействия и
гарантирования идеалов и принципов, являющихся общим наследием;

Ссылаясь на Резолюцию (74) 26 о праве на ответ — положение отдельного лица
по отношению к прессе, пункты которой применимы ко всем видам СМИ;
Отмечая, что с момента принятия данной Резолюции произошли некоторые
существенные технологические достижения, требующие пересмотра текста
Резолюции для того, чтобы адаптировать его к современной ситуации сектора
СМИ в Европе;

Возвращаясь к Европейской Конвенции о Трансграничном Телевидении (ETС
№. 132), которая распространяется не только на право на ответ, но и на другие
сопоставимые средства судебной и административной защиты;

Вновь подтверждая, что право на ответ защищает любое юридическое или
физическое лицо от информации, содержащей недостоверные факты в
отношении этого лица и нарушающей его/ее права, и в дальнейшем считая, что
распространение мнений и идей должно оставаться за рамками данной
Рекомендации;

Полагая, что право на ответ является подходящим средством в обстановке
онлайн, так как предоставляет возможность незамедлительного исправления
оспариваемой информации и технически легко осуществимо;

Учитывая, что интересы общества — получать информацию из различных
источников, тем самым, гарантируя, что оно получает полную информацию;
Признавая, что право на реплику может быть гарантировано не только
законодательно, но и посредством совместных или саморегулятивных мер;
Подчеркивая, что право на реплику доступно, без ущерба другим средствам,
лицам, чьи права на честь, достоинство, доброе имя или неприкосновенность
личной жизни были ущемлены в средствах массовой информации,
Рекомендует правительствам государств-участников изучить и, по
необходимости, ввести во внутригосударственную законодательную систему
или практику право на ответ или другое равнозначное средство защиты,
позволяющее наискорейшим образом исправить недостоверную информацию в
СМИ, как работающих, так и нет, в режиме онлайн, в соответствии со
следующими минимальными принципами, без ущерба возможности
регулировать свою деятельность в зависимости от особенностей каждого типа
СМИ.

Определение

В рамках данной Рекомендации:

Термин «средство» относится к любым типам коммуникации с целью
периодического распространения редактируемой информации для
общественности, работающих как в режиме онлайн, так и нет, таких как газеты,
периодические издания, радио, телевидение, услуги Интернет новостей.

Минимальные принципы

1. Границы права на реплику
Любому физическому или юридическому лицу, не зависимо от национальности
и места проживания, предоставлено право на ответ или другое равноценное
средство защиты, предусматривающее возможность отреагировать на
информацию в СМИ, содержащую в отношении его/ее недостоверные факты и
нарушающую его/ее личные права.

2. Временные рамки
Требования об ответе должен быть адресован соответствующему СМИ в
разумно короткие сроки с момента опубликования оспариваемой информации.
Данное СМИ обязано сделать ответ достоянием общественности без
неуместного промедления.

3. Масштабы извещения
Ответ, по возможности, должен нести те же масштабы извещения, что и
оспариваемая информация, для того, чтобы с тем же эффектом достигать тех же
самых кругов общественности.

4. Отсутствие платы
Ответ должен быть доведен до сведения общественности без денежных затрат
вовлеченного лица.

5. Исключения
В виде исключения, внутригосударственное право или практика могут
предусматривать право СМИ отказать в запросе на ответ в следующих случаях:
• если временные сроки ответа превышают необходимые сроки для
исправления оспариваемой информации;
• если ответ не ограничивается исправлением оспариваемых фактов;
• если опубликование ответа приведет к наказуемому деянию, повлечет
ответственность поставщика оперативной информации по гражданскому
иску или переступит границы нормы публичной порядочности;
• если ответ противоречит интересам третьей стороны, предусмотренным
законом;
• если затронутое лицо не сможет доказать наличие правомерного интереса;
• если ответ написан на языке, отличном от языка оспариваемой информации,
ставшей достоянием общественности;
• если оспариваемая информация является частью доклада публичных
заседаний органов государственной власти или судов.

6. Гарантия эффективного пользования правом на реплику
Для того, чтобы гарантировать эффективное осуществление права на реплику,
СМИ должно указать имя и возможности контакта с человеком, которому
можно адресовать запрос об ответе.
Для этой же цели, внутригосударственное право или практика должны
определить рамки в которых СМИ обязаны сохранять, в разумных временных
пределах, копию информации или программ, ставших достоянием
общественности, или, по крайней мере, в пределах возможной подачи запроса
об ответе, или пока спор находится на разрешении суда или другого
компетентного органа.

7. Электронные архивы
Если оспариваемая информация доступна общественности через электронный
архив и предоставлено право на ответ, необходимо установить связь между
ними для привлечения внимания пользователя к факту, что исходная
информация подлежит ответу.

8. Урегулирование споров
Если СМИ отказывает в запросе довести ответ до сведения общественности,
или если ответ был доведен до общественности в удовлетворительном для
затронутого лица виде, последний должен иметь возможность обратиться в суд
или другой орган, имеющий полномочия обязать опубликовать ответ.

[1] При принятии этой Рекомендации постоянные представители Соединенного
Королевства и республики Словакия обратили внимание на то, что в
соответствии со ст. 10.2 Регламента проведения заседаний заместителей
министров, за правительствами обоих государств закреплено право соблюдать
или не соблюдать Рекомендацию, постольку поскольку она затрагивает услуги
в режиме онлайн.