Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-75877/10-144-402

10 сентября 2010 года

Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 3 сентября 2010 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе: судьи Папелишвили Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ООО «МАГИМЭКС»

к ответчику: Управление Федеральной антимонопольной службы России по г.Москве

третье лицо: ООО «Завод строительного оборудования»

о признании незаконным решения от 21.04.2010 г. (от 05.05.2010 г. № АТ/6848(1-2)

с участием: от заявителя – Батыров С.Е. по дов. от 13.07.10;

от ответчика – Сабиров Т.А. по дов. от 19.05.10 № 3-68, Нарышкина М.В. по дов. от 11.01.10 № 8-18;

от третьего лица – Кустарев К.Л. по дов. от 07.05.10 № 8;

УСТАНОВИЛ: ООО «МАГИМЭКС» (далее по тексту также – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по г.Москве от 21.04.2010 г. (от 05.05.2010 г. № АТ/6848(1-2).

Заявитель представил письменные объяснения, нормативное обоснование иска, заключение Ямпольского З.Я (ООО «ИМПРЕЗА-УДАР») об использовании признаков формулы полезной модели по патенту № 83288, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, письменных объяснениях и нормативном обосновании иска, со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого решения антимонопольного органа, нарушающих права и законные интересы ООО «МАГИМЭКС» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, указал, что добровольно прекратил нарушение антимонопольного законодательствам.

Ответчик представил отзыв, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, со ссылкой на то, что оспариваемое решение является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ООО «Завод строительного оборудования» представило отзыв, возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, поддержало позицию ответчика.

Лица, явившиеся в судебное заседание, пояснили, что иных доказательств, кроме тех, что представлены в материалы дела, не имеют.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В соответствии с п.п.1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, в том числе осуществляющим контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства.

В соответствии с п.5.3.5 Положения о Федеральной антимонопольной службе Федеральная антимонопольная служба устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

Согласно ст.44 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает поступающие заявление или материалы и в ходе рассмотрения последних вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в указанных заявлении или материалах.

Как следует из материалов дела, на основании поступившего в Управление Федеральной антимонопольной службы России по г.Москве обращения ООО «Завод строительного оборудования» от 18.11.2009 г. вх. № 12664 с жалобой на действия ООО «МАГИМЭКС», выразившиеся в том, что реализации ООО «МАГИМЭКС» продукции, в том числе отбойных молотков последнее распространят ложные, неточные и искаженные сведения, которые причиняют убытки и наносят ущерб деловой репутации ООО «Завод строительного оборудования»; вводит конечных потребителей в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества пневматического инструмента, реализуемого ООО «Завод строительного оборудования», в отношении самого ООО «Завод строительного оборудования»; производит некорректное сравнение реализуемых ООО «МАГИМЭКС» товаров с товарами, реализуемыми ООО «Завод строительного оборудования»; при реализации продукции (отбойных пневматических молотков) ООО «МАГИМЭКС» незаконно использует результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, средства индивидуализации продукции, работ, услуг ООО «Завод строительного оборудования».

По результатам рассмотрения указанного обращения Управление ФАС России по г.Москве пришло к выводу о наличии в действиях заявителя признаков нарушения антимонопольного законодательства и приказом от 24.12.2009 г. № 503/1 в соответствии с ч.4 ст.44 Федерального закона РФ от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту также – Закон о защите конкуренции) возбудила дело № 8-8-158/09 по признакам нарушения п.п.1, 2, 4 ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции и создала Комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения антимонопольного дела № 8-8-158/09 Комиссия Управления ФАС России по г.Москве решением от 21.04.2010 г. (от 05.05.2010 г. № АТ/6848(1-2) признала ООО «МАГИМЭКС» нарушившим п.п.1, 2, 4 ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции.

Не согласившись с указанным решением ответчика, и посчитав его необоснованным и не соответствующим действующему законодательству заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем решения Управления ФАС России по г.Москве необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.

Согласно п.п.1, 2, 4 ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

В ходе судебного разбирательства суд установил, что ООО «Завод строительного оборудования» является правообладателем товарного знака, зарегистрированного Российским агентством по патентам и товарным знакам (Свидетельство на товарный знак от 29.12.2008 г. № 368870) в отношении 07, 08, 09, 37 классов товаров согласно Международному классификатору товаров и услуг, в перечень которых входит товар — «молоток отбойный» (отнесено к 07 классу МКТУ).

ООО «МАГИМЭКС» и ООО «Завод строительного оборудования» осуществляют деятельность на одном товарном рынке – рынке пневматического инструмента, в том числе отбойных пневматических молотков, то есть являются конкурирующими субъектами на товарном рынке пневматического инструмента.

Согласно п.4 ст.4 Закона о защите конкуренции товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п.7 ст.4 Закона о защите конкуренции конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из материалов дела следует, что ООО «МАГИМЭКС» 08.09.2009 г. реализовало ООО «ПЕНЗАСТРОЙМАШ» отбойные пневматические молотки, в товарных накладных на которые заявитель указал «аналог ЗСО», что подтверждается имеющимися в материалах дела товарными накладными ООО «МАГИМЭКС» от 08.09.2009 г. №№ 7978 и 7977, а также счетами-фактурами от 08.10.2009 г. №№ 7978 и 7977.

Согласно имеющейся в материалах дела справке Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ) словесное обозначение «аналог ЗСО», используемое в счете-фактуре и на товарных накладных ООО «МАГИМЭКС» в наименовании поставляемого товара, могут быть признаны сходными до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 368870 в силу тождества словесных элементов.

Как указывает ООО «Завод строительного оборудования», третье лицо не предоставляло заявителю какие-либо права на использование товарного знака по свидетельству № 368870.

Использование ООО «МАГИМЭКС» при введении в оборот продукции (отбойные пневматические молотки с обозначением «аналог ЗСО») сходной до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 368870, правообладателем которого является ООО «Завод строительного оборудования», противоречит п.3 ст. 1484, 1229 ГК РФ, нарушая исключительные права правообладателя товарного знака по свидетельству №368870, а также требованиям п.4 ч.1 ст. 14 Закона о защите конкуренции в части продажи или иного введения в оборот товара, если при этом незаконно использовались средства индивидуализации продукции, что также в свою очередь подтверждается вступившим в законную силу постановлением Перовского районного суда г.Москвы от 17.12.2009 г. установившим вину генерального директора ООО «МАГИМЭКС» Горбачева по реализации контрафактной продукции (отбойных пневматических молотков) с нарушением исключительных прав правообладателя товарного знака по свидетельству №368870.

Кроме того, судом на основании имеющихся в материалах дела доказательствах установлено, что ООО «МАГИМЭКС» на интернет-странице http://www.pnevmo.ru/nеws.php?ID=4556 указаны неточные, искаженные сведения относительно реализуемой продукции (отбойные пневматические молотки), а именно: «С 1 октября «аналоги ЗСО» (Акт Управления ФАС России по г.Москве от 28.10.2009 г.).

Таким образом, указывая в своей рекламе на интернет-странице http://www.pnevmo.ru/nеws.php?ID=4556 на товарный знак «ЗСО», ООО «МАГИМЭКС» как конкурент ООО «Завод строительного оборудования» знал о наличии такого буквенного обозначения (аббревиатуры) и намеренно его использовал в своей рекламе, пороча как продукцию ООО «Завод строительного оборудования» так сравнивая ООО «Завод строительного оборудования» с недобросовестным производителем.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Таким образом, действия ООО «МАГИМЭКС» по введению в оборот продукции (отбойные пневматические молотки) с использованием обозначения «аналог ЗСО» сходного степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 83288, без разрешения правообладателя – ООО «Завод строительного оборудования», а также размещение на интернет-сайте http://www.pnevmo.ru не соответствующих действительности и порочащих ООО «Завод строительного оборудования» сведений, являются актом недобросовестной конкуренции и нарушают п.п. 1, 2, 4 ч.1 ст.14 Закона о защите конкуренции.

Заявитель, указывая на то, что поскольку им добровольно было прекращено нарушение действующего антимонопольного законодательства, считает, что производство по антимонопольному делу должно было быть прекращено без вынесения мотивированного решения.

Однако данный довод заявителя представляется суду необоснованным на оснвоании следующего.

Согласно п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, при этом решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными ст.41 Закона о защите конкуренции. В случае если рассмотрение дела прекращается в соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

Согласно ст.41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии. Член комиссии, несогласный с решением комиссии, обязан подписать принимаемый комиссией акт и изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к делу. Решение комиссии должно быть изготовлено в одном экземпляре и приобщено к материалам дела. В решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела; выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу; выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению; выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в том числе оснований для обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции); выводы по делам о нарушении антимонопольного законодательства, сделанные на основе обстоятельств, установленных в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, за исключением дел, для рассмотрения которых проведение такого анализа не является обязательным.

В настоящем случае в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства предписание о прекращении нарушения не выдавалось.

Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает такое основание признания незаконным решения антимонопольного органа, как нарушении им процессуальных норм при рассмотрении дела.

Кроме того, заявитель не указал, какое именно его право было нарушено оспариваемым решением, и какое право заявителя подлежит восстановлению, путем признания оспариваемых актов антимонопольного органа недействительными.

Согласно ст.65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным решения Управления ФАС России по г.Москве.

При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к принятому решению Управления ФАС России по г.Москве имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов истца, устранение которой возможно в случае удовлетворения иска, поскольку оспариваемое решение не препятствует заявителю осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по г.Москве от 21.04.2010 г. (от 05.05.2010 г. № АТ/6848(1-2) принято ответчиком в рамках его компетенции с соблюдением норм закона, не препятствует осуществлению деятельности заявителя и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта антимонопольного органа недействительным.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Гражданскому кодеку РФ, Федеральному закону РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в удовлетворении требований ООО «МАГИМЭКС» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по г.Москве от 21.04.2010 г. (от 05.05.2010 г. № АТ/6848(1-2) отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.Н. Папелишвили