ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Благодаря высокой квалификации и опыту юристов Бюро, консультирующих по всему спектру вопросов защиты деловой репутации, мы снискали реноме одной из ведущих компаний в "репутационной" области.
 
 
 
 
 

10 ФАКТОВ

Стремление получить не просто хороший, а наилучший результат требует от юриста, кроме академических знаний и практического опыта, способности постоянно исследовать и учиться.
10 фактов о бюро...

история права

Победоносцев о «личной обиде»

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства.

Особое значение имеют нарушения, относящиеся непосредственно к личности. Они относятся к гражданскому праву, поколику оказывают действие в имуществе потерпевшего лица, и разрешаются в обязанность вознаграждения. Таковы: убийства, телесные повреждения, лишение свободы, насилие, личные обиды и оскорбления.

В числе помянутых действий – личные обиды отличаются от других и внутренним своим свойством, и способом удовлетворения, и порядком производства. В римском праве обида относилась преимущественно к области гражданских отношений, и лишь в исключительных случаях была предметом уголовного возмездия. Там самое понятие обиды было шире нынешнего, ибо под словом injuria разумелось всякое постороннее действие, коим стеснялось свободное движение воли в круге частного гражданского права или свободное пользование своим гражданским правом, и притом иск об обиде был иногда средством управы за такое нарушение, которое под иную формулу не подходило.

 

Защита чести и достоинства в римском праве

В российской и зарубежной цивилистике сложилась традиция усматривать истоки институтов компенсации морального вреда и защиты деловой репутации в древнеримском деликтном праве.

Преторский эдикт «дал возможность юриспруденции развивать и расширять самое понятие injuria, распространяя его почти на всякие посягательства против человеческой личности» . «Обида» стала защищаться особым иском — actio injuriarum aestimatoria. Иск injuriarum aestimatoria пришел на смену неподвижной системе штрафов, которая к III-II вв. оказалась неэффективной: римский грамматик Авл Геллий рассказывает о некотором гражданине, который ходил по улицам, раздавая пощечины – следом шел раб с денежным мешком, выплачивая каждому по 25 ассов штрафа:

 

Познышев С.В. Особенная часть русского уголовного права. Честь, клевета, диффамация

Цит. по: Познышев С.В. Особенная часть русского уголовного права. Сравнительный очерк важнейших отделов особенной части старого и нового уложений. 1912 г.

Понятие чести (§ 63).

Liepmann. Die Beleidigung. В Vergleichende Darstellung des deutschen und ausländischen Strafrechts Bes. T. Bd. IV. Lilienthal, Üble Nachrede und Verleumdung. Ibid. Розин, Об оскорблении чести. 2-е изд. 1910. Спасович, О преступлениях против чести частных лиц по Уложению о наказаниях. Журнал мин. юст. 1860. № 3. Сергеевский, Обида по действующему русскому праву. Юридическая Летопись. 1891. II, 113 сл. Добрянский, Об оскорблении чести по новому Уголовному Уложению. Журнал мин. юст. 1904. №№ 5 и 6. Духовской, Понятие клеветы. 1873. Курсы Г. Мейера, Гельшнера (D. gem. d. Strafrecht II), Листа, Гарро (т. V), Фойницкого и Белогриц-Котляревского.

§ 63. Честь есть присущее человеку достоинство, достоинство или как человека вообще, или как члена известного кружка, корпорации, сословия и проч. (напр., военная, офицерская честь и т. д.). Сквозь все разделяющие и обособляющие людей различия (племенные, национальные, классовые и др.) разум прозревает единство человеческого рода и создает идею нравственной личности, нравственного достоинства человека, носителем которого является человек, хотя бы и погрязший в пороке и преступлениях. Один нравственно выше, достойнее, другой ниже, но достоинство человеческой личности все-таки принадлежит всякому. Точно также разум вырабатывает идею достоинства человека, как члена известного коллективного целого, известного сословия, корпорации, как представителя известной профессии и т. д. В этой идее достоинства человека, как профессионального деятеля или члена известной корпорации, мыслится обладание определенными качествами, нужными для отправления той или иной профессии, для выполнения тех или иных специальных обязанностей[1].

Современное понятие чести резко отличается от римского взгляда на честь. В древнем Риме понятие чести (existimatio) смешивалось с идеей гражданского полноправия; честь принадлежала человеку лишь постольку, поскольку он пользовался правами гражданства; не бывшие римскими гражданами не пользовались и честью[2]. Полную противоположность этому объективному римскому взгляду представляло субъективное германское воззрение, которое признавало, что честь есть нравственное достоинство, присущее каждому лицу, независимо от его государственного положения, но в различном объеме, смотря по принадлежности лица к тому или иному общественному классу: позорное для рыцаря не всегда было позорно для горожанина.

В нашем древнем праве понятие чести сливалось с понятием служило-родового достоинства. В эпоху Петра I в наше право проникает германское воззрение на честь, но влияние старинного взгляда долго еще сохраняется.

 

Клятвенное обещание адвоката. 1866-1917 гг.

Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием и животворящим крестом Господним, хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, исполнять в точности и по крайнему моему разумению законы Империи, не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению Православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц, дела которых будут на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде его. В удостоверение сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.

ЦИАМ. Ф. 1697. Оп. 1. Д. 25. Л. 97. Типографский экз.

 

Свод законов Российской империи: личная обида и оскорбление

Русский законодатель, следуя традициям римского права, позволяет оскорбленному выбирать между уголовным и гражданским исками:

669. Кто в личной обиде или оскорблении учинит иск гражданский, тот лишается уже права иска уголовного в той же обиде и оскорблении.

Т. X Свода законов Российской империи.

И далее:

670. Ежели, вследствие личной обиды или оскорбления, обиженный понес ущерб в кредите, или в имуществе, то обидевший или оскорбивший его обязан вознаградить за сии потери и убытки по усмотрению и определению суда.

 

Воинский артикул Петра I о «поносительных письмах» и «бранных словах»

Воинский устав Петра I имеет достаточно развитую систему диффамационных правонарушений: 18 глава Артикула целиком посвящена «поносительным письмам, бранным и ругательным словам».

Артикул 149. Кто паскивли, или ругательныя письма тайно сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным образом какую страсть или зло причтет, чрез что его доброму имени некакой стыд причинен быть может, оного надлежит наказать таким наказанием, каковою страстию он обруганного хотел обвинить. Сверх того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею.

Артикул 151. Ежели Офицер о другом, чести касающияся или поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на полгода в заключение.

 

«Русская правда» о наказании за оскорбление чести и достоинства

4. Аще оутнеть мечемъ, (а) не вынемъ а его, либо роукоятью, то 12 гривне за обидоу.

5. Оже ли оутнеть роукоу, и отпадеть роука, любо оусохнеть, то 40 гривенъ. Аще боудеть нога цела или начьнеть храмати, тогда чада (а) смирять.

6. Аще ли перстъ оутнеть которыи (а) любо, 3 гривны за обидоу.