Суды полюбили определение ВС РФ №309-ЭС 16-10730 от 16.12.2016:

Как указал Верховный суд Российской Федерации в Определении по делу №309-ЭС 16-10730 от 16.12.2016г., при рассмотрении требований о защите деловой репутации в порядке статьи 152 ГК могут быть и содержащиеся в оспариваемых высказываниях ответчиков оценочные суждения, мнения, убеждения, если они носят оскорбительный характер.
Информация, указывающая на противоправный характер поведения субъекта, носит оскорбительный характер, следовательно, даже при условии ее изложения как субъективного мнения автора, может быть основанием для заявления требования о защите деловой репутации.
Общий контекст высказываний, приведенных в спорных фрагментах (сообщениях от 29.05.2019, от 23.05.2019, от 18.04.2019, от 11.04.2019), характер их изложения и смысловая нагрузка позволяют определить спорную информацию как порочащую, поскольку являются утверждениями и мнениями в оскорбительной форме о нарушениях истцом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неэтичном поведении в общественной (производственной) жизни, трудовом коллективе и деловой среде, недобросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности.
Вышеназванные отзывы в спорных фрагментах порочат деловую репутацию истца и его руководителя, поскольку создают у потенциальных соискателей и партнеров, клиентов или заказчиков ложное представление о том, что истец является ненадежным, плохим и неквалифицированным субъектом предпринимательской деятельности на рынке производителей лакокрасочных материалов.
Подобная форма выражения мнения, в том числе с использованием приведенных в сообщениях высказываний, является оскорбительной по отношению к заявителю, выходит за пределы прав, предоставленных статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации. Вышеописанные высказывания хоть и носят субъективный и оценочный характер, тем не менее, вредят репутации заявителя, т.к. являются оскорбительными, содержат посыл, выраженный в виде предостережения для будущих работников истца и его потенциальных клиентов от участия в трудоустройстве в организацию истца и от использования предлагаемых им товаров.